Тибет никогда не был благословенной Шамбалой, жители которой только и думали о собственном духовном самосовершенствовании (как это ни печально будет прочесть многочисленным доморощенным буддистам, лишь поверхностно разбирающимся в истории Тибета и безосновательно идеализирующим Далай-ламу и его окружение).
Это была страна диких горцев и кочевников, считавших своими главными занятиями охоту и разбой. Осёдлые жители Тибета жили в условиях постоянной угрозы набега, строя для защиты крепости (дзонг). Целые области-хошуны носили сомнительную славу «разбойничьих».
Многочисленные послушники в буддийских монастырях или работали, как рабы, или же выполняли функции охраны. Дары в монастыри также приносились соответствующие — доспехи, снятые с убитых врагов, и мечи, с которых никогда не вытирали обагрившую их кровь.
Тем не менее, власть теократических правителей Тибета постоянно нуждалась в мощной вооружённой поддержке извне. В XIII в. такими светскими покровителями, лицемерно именуемыми в тибетских хрониках «милостынедателями», являлись монголы, в XVII в. их сменили ойраты, разделившие в Лхасе власть с главным буддийским иерархом секты Сакья, поддерживавшим тесные связи с кочевниками — Далай-ламой. Лишь в 1720 г. зависимость от ойратов была сброшена при помощи войск цинского императора Канси (1661–1722), разгромивших отряды джунгарского хунтайджи Цэвэн-Равдана (1697–1727) и изгнавших их остатки за пределы Тибета.
<...>
Ограниченная дееспособность Кашага и отсутствие чёткого понимания, как надо управлять страной, у буддийских иерархов, привели к тому, что к концу XVIII в. Тибет оставался отсталой страной со слабо развитой экономикой, засильем местных князьков и совершенно архаичными, находящимися в состоянии перманентного упадка финансами.
Никакой радости от подобного «просветления» простые тибетцы не испытывали. Скорее, большинство из них с тоской мечтало о том, как достанут хорошего коня, ружьё и меч, и «отправятся на заработки» — грабить караваны. Недаром даже в конце XIX в. русский исследователь П. К. Козлов писал: «Они счастливы, когда располагают хорошим конём и отличным вооружением».
См. Пастухов А. М. Брали цинские бригады гималайские поля (цинско-непальская война 1791-1792 гг.) / "Parabelllum Novum" №12(45), СПб. 2020, с. 70-73. #кабанъ_познавательный
Комната для медитации с чучелами животных и высушенными человеческими головами. Тибет, 1920 год.